Недавно Верховная Рада Украины приняла закон об основах функционирования рынка электроэнергии. Правда, президент Янукович его еще не подписал. Но громких требований наложить вето не слышно.
Документ разработанный депутатами - лоббистами компании ДТЭК и внесенный на рассмотрение парламента еще предыдущего созыва, предусматривает постепенный переход к конкурентной модели рынка под флагом «европейской интеграции Украины». Однако, основным результатом внедрения закона станет то, что либеральная реформа будет осуществляться за счет отдельных отраслей отечественной генерации.
Косо и криво
Современная модель рынка электроэнергии была введена в 90 - е годы, как ответ на миллиардные долги населения за потребленную электроэнергию. Эти роковые обстоятельства требовали от правительства неотложных действий, и оно создало госпредприятие «Энергорынок».
Электростанции продавали электроэнергию Энергорынку, который далее поставлял её потребителям. При этом, различные виды электростанций до сих пор продают электроэнергию по разным ценам, а потребители платят за нее также различные тарифы.
Разница в тарифах для потребителей привела к появлению «перекрестного субсидирования». Есть ситуации, когда одна группа потребителей платит за электроэнергию меньше ее себестоимости. Соответственно, другая группа, а это промышленные предприятия, покрывают разницу.
2012 год стал рекордным по объемам «перекрестного субсидирования» в электроэнергетике - 35,5 млрд. грн. по сравнению с 28 млрд. грн. годом ранее. Таким образом, промышленность платит за электроэнергию по тарифам , которые уже вплотную приблизились к соответствующим показателям в странах Евросоюза.
Дотации на электроэнергию распространяются на восемь категорий потребителей:
- Бытовые потребители (население);
- Бытовые потребители, рассчитывающиеся по тарифам, дифференцированным по периодам времени;
- Потребители, которые рассчитываются по тарифам, дифференцированным по периодам времени;
- Угольные предприятия;
- Городской электрический транспорт;
- Наружное освещение населенных пунктов;
- Детские центры Артек и Молодая гвардия;
- субъекты хозяйственной деятельности, которые реализуют инновационные проекты.
Благие намерения
Президентской программой экономических реформ «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» предусматривалось:
- Ликвидировать перекрестное субсидирование и ценовой механизм дотирования всех категорий промышленных и коммунальных потребителей;
- Ввести функционирования рынка на основе новой модели, предполагающей переход от модели единого покупателя к модели прямых договоров;
- Отменить все льготы для отдельных отраслей промышленности.
Именно в рамках реализации президентских реформ, а также на выполнение обязательств нашей страны перед Энергетическим сообществом был принят законопроект № 0916 «Об основах функционирования рынка электроэнергии».
Документом предусмотрен постепенный переход от действующей модели энергорынка до трех - уровневой системы:
1 уровень: рынок двусторонних договоров,
2 уровень: договоры на сутки вперед,
3 уровень: балансирующий рынок.
По оценке польского эксперта Кшиштофа Рогульского, объем электроэнергии, который будет реализовываться по прямым договорам достигать 40 процентов, на рынке «на сутки вперед» - 55 процентов, остальное - на балансирующем рынке .
Цены на энергорынке будут определяться на основании биржевых торгов на рынке «на сутки вперед». Каждый из сегментов нового рынка будет иметь собственные преимущества, что, в частности, и будет определять цену продукции - выработанного электричества. Естественно, что т.н. базовая электроэнергия будет стоить дешевле, чем та, что будет продаваться на рынке «на сутки вперед». Разница в качестве товара, соответственно и его цене, по экспертным оценкам, достигать 150 процентов.
Дорогой будет энергия, которая необходима для обеспечения баланса энергосистемы - ее цена будет вдвое превышать цену «базового» электричества. Это идеальная модель, которая на бумаге могла бы обеспечить полноценную конкуренцию на рынке электроэнергии, о чем так много говорили разработчики и лоббисты законопроекта.
Но на практике ее функционирование невозможно, поскольку, непонятно каким образом обеспечить конкуренцию между различными видами генерации, например АЭС и ТЭС, которые имеют принципиально различные показатели себестоимости и качества продукции. АЭС вырабатывают более дешевую, а ТЭЦ дорогую электроэнергию.
Теоретически применить такую модель в Украине можно было при условии создания генерирующих компаний, которые объединили бы различные типы производителей электричества, по территориальному принципу, как это произошло в России. Но в украинских реалиях глубина приватизации в отдельных отраслях энергетики, в частности, тепловой, уже превысила 50 процентов, что делает невозможным сценарий, подобный российскому .
Государство в минусе, Ахметов в плюсе
Поэтому разработчики украинской реформы предложили создать Фонд распределения стоимостного дисбаланса, который призван выравнивать условия для производителей электроэнергии и способствовать конкуренции.
Предполагается, что донорами Фонда станут АЭС, ГЭС и ГАЭС ( кроме малых гидроэлектростанций ), а реципиентами - владельцы ТЭС, возобновляемых источников энергии ( солнечные, ветровые и т.п. электростанции ), а также поставщики электрической энергии для потребителей, имеющих право на льготные тарифы.
Алгоритм перераспределения средств определяется органом государственного регулирования деятельности в электроэнергетике (НКРЭ). В теории вполне понятно, для чего требуется создание данного Фонда.
На практике же простое сравнение тарифов АЭС и ТЭС, в случае внедрения вышеупомянутого закона, приводит к неутешительным выводам .
Себестоимость электричества АЭС, при производстве является дешевой, а после всех перерасчетов, становится больше чем себестоимость электричества от ТЭЦ.
Логика проста. Поскольку авторы реформы энергорынка откладывают отмену системы перекрестного субсидирования на 2030 год, многомиллиардная нагрузка на дотации в течение «переходного периода» полностью полагается на плечи АЭС и ГЭС.
Большинство энергетических активов Украины контролирует ДТЭК
Тепловики освобождаются от необходимости пополнять вышеупомянутый Фонд. Не забываем также , что на атомных электростанциях и гидроэлектростанциях производят электроэнергию государственные компании, а наиболее привлекательные ТЭС уже давно приватизированы. Причем большинство активов контролирует компания ДТЭК.
Такая, в конце концов, выходит конкуренция и прозрачность рынка, при которой, как отмечали эксперты Всемирного банка, цены на рынке двусторонних договоров для АЭС и ГЭС будут достаточно высокими, и не конкурентными по сравнению с ТЭС.
ЕС тут ни при чем
Что касается введения европейских правил игры, что якобы поддерживается структурами ЕС , можно привести лишь одно высказывание секретаря Энергетического сообщества Янеза Копача в интервью одному украинскому изданию в октябре 2013 года.
«Секретариат Энергетического сообщества не поддерживает, но и не выступает против Фонда выравнивания дисбаланса, поскольку мы рассматриваем его как промежуточный шаг к полностью либерализованному энергорынку... Этот фонд также вводит непрозрачную схему перекрестного субсидирования, которая, согласно нашим комментариям, в относительно короткий срок должна быть заменена на механизм, лучше отражающий расходы».
Сегодня «перекрестное субсидирование» одних потребителей другими достигло в Украине невиданных в мировой практике масштабов и является одной из важнейших проблем функционирования рынка электроэнергии.
Сдерживая увеличение тарифов для населения, государство перекладывает все бремя расходов на промышленность, которая, в конце концов, закладывает высокие цены на электроэнергию в себестоимость товаров и услуг. Объем дотаций в оптовой цене электроэнергии приблизился к 30 процентам , именно настолько бы уменьшился тариф для промышленности в случае отмены перекрестного субсидирования.
Законопроект об основах функционирования рынка электроэнергии в проголосованном парламентариями варианте фактически не решает проблему перекрестного субсидирования.
Он делает отдельные области генерации ( атомные и гидроэлектростанции ) неконкурентоспособными на рынке прямых договоров. Одновременно, несмотря на существенно большую себестоимость производства электроэнергии, другие виды генерации, и в частности тепловая, получают неоправданные преференции.
Создание дополнительных управленческих структур, внедрение новых составляющих рынка (рынок двусторонних договоров, рынок «на сутки вперед», балансирующий рынок, рынок вспомогательных услуг), внедрение в промышленную эксплуатацию программного обеспечения нового рынка и большой объем новых договоров приведет к значительным финансовым расходам субъектов рынка, которые будут вынуждены закладывать такие расходы в свои тарифы.
Вводя новую модель рынка электроэнергии , украинские парламентарии не задумывались над вопросом, как реформа отразится на ценах для потребителей. В Германии с начала реализации либеральных реформ энергорынка с 2000 по 2012 годы цена на электроэнергию для домохозяйств выросла на 60 процентов. Как вы думаете коммунисты были против? Они голосовали «ЗА!» почти в полном составе.
И власть нацелена на увеличение тарифа. Вот что говорит первый заместитель председателя фракции ПР Михаил Чечетов : «Сейчас у нас население платит копейки за свет, а за него доплачивают предприятия. - Реформа сделает так, чтобы все платили по справедливости. Но вот льготные категории все равно будут платить минимум. Для этого в бюджете выделят деньги, чтобы гасить разницу перед производителем» .
Но можно говорить о справедливой цене для населения, когда вся «реформа» обеспечивает преимущества лишь одному частному владельцу?
В целом же принятие законопроекта о рынке электроэнергии можно признать одной из наиболее удачных лоббистских спецопераций за последний год работы законодателей. Вероятно , что под прикрытием движения в направлении европейских реформ в Украине общество увидит еще не один закон, имеющий целью обеспечить интересы крупнейших финансово - промышленных групп страны.