Началось всё 9 марта 2016 года, когда на сайте иранского холдинга Tourism Financial Group (TFG), который управляет сетью банков, финансовых учреждений, туристических и промышленных предприятий появилось сообщение с заголовком «Mittal signs €1b iron deal. Global industrial giant Mittal Steel on Tuesday signed a contract worth €1 billion to produce iron in southern Iran» - «Миттал заключил железную сделку на 1 млрд евро. Глобальный промышленный гигант Mittal Steel во вторник подписал контракт на сумму 1 млрд евро для производства чугуна на юге Ирана».
Днем ранее 8 марта эта новость была размещена на портале PressTV - англоязычном международном новостном телеканале, который финансируется за счёт правительства Ирана. Сообщение так же было снабжено фотографией, на которой человек, похожий на Лакшми Миттала, подписывает какие-то бумаги.
Согласно сообщения, контракт был подписан с Mahan Industries & Mines Development Company – дочерней компанией TFG и предусматривает участие ведущего мирового производителя стали в двух проектах. TFG утверждала, что, во-первых, ArcelorMittal на пятилетний срок возьмет на себя операционное управление Bonab Steel Industry Complex - металлургическим подразделением иранской группы. В состав Bonab Steel входят четыре предприятия совокупной мощностью 2,85 млн. т сортового и фасонного проката (преимущественно, арматуры) и 500 тыс. т товарной заготовки в год. Это одна из крупнейших частных металлургических компаний в Иране. ArcelorMittal должен был помочь иранцам модернизировать эти активы, повысить эффективность производства и внедрить современные технологии.
Кроме того, продукция Bonab Steel могла продаваться за пределы Ирана через всемирную сбытовую сеть транснациональной металлургической корпорации. В рамках второго проекта предусматривались совместные инвестиции в проект стоимостью около 1 млрд. евро по разработке крупного железорудного месторождения в провинции Керман на юге Ирана с запасами порядка 1,2 млрд. т. В данный проект также входило строительство завода по производству восстановленного/горячебрикетированного железа, которое будет поставляться на предприятия Bonab Steel.
Это сообщение – расширенное и дополненное - было растиражировано иранскими СМИ и вскоре появилось на российских металлургических порталах.
Следствием появления этой новости в русскоязычном сегменте интернета стала раздраженная реакция в правительстве Казахстана, которую озвучил в своем заявлении вице-министр инвестиций и развития Альберта Рау:
«Иран раскрылся, господин Миттал говорит, что будем там строить завод. Мы туда экспортируем миллион тонн. Ну, представьте, пройдет несколько лет, Иран будет производить свою сталь, и что - опять закроется наш рынок? «Арселор» и так нам рынки все позакрывал, когда они соединились с «Митталом», - сказал Альберт Павлович 15 июня 2016 года на VII международном горно-металлургическом конгрессе Astana Mining & Metallurgy.
Однако эту информацию опровергло посольство Ирана в Казахстане.
Так, 17 октября 2016 года Карагандинскую область с рабочим визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в РК Моджтаба Дамирчилу и Торговый атташе Посольства Анне Дорди Иран Панах.
На брифинге в «АрселорМиттал Темиртау» abctv.kz задал иранской делегации вопрос:
«На какой стадии находится реализация проекта ArcelorMittal - Bonab Steel Industry Complex?»
Учитывая, что на сайте управляющей компании Tourism Financial Group, а так же на страницах presstv.ir и газеты financialtribune.com до сих пор присутствуют сообщения об участии ведущего мирового производителя стали в этом проекте, ответ иранского дипломата удивил:
«Мы уже выпускали пресс-релиз, в котором опровергали информацию о том, что ArcelorMittal инвестирует в Bonab Steel».
Стоит отметить, что на официальном интернет-ресурсе arcelormittal.com так же нет никакого упоминания об этом проекте, и поисковик на сайте на запрос «Bonab Steel» выдает результат «Your search for "Bonab Steel" returned 0 results».
Более того, «АрселорМиттал Темиртау» планирует в полтора раза увеличить отгрузку своего металлопроката в Иран: с 1,145 млн тонн в 2016 году до 1,560 млн тонн в 2017 году.