Российские железные дороги (РЖД) разработали план ускоренной модернизации Восточного полигона — Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали из-за падения спроса на уголь в странах Европейского Союза. Об этом пишет РБК.
Принадлежащий государству крупнейший российский перевозчик составил перечень из 212 приоритетных участков, где нужно построить дополнительные пути и расширить станции, чтобы увеличить провозные способности этих двух магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Сроки реализации проектов планируется сократить на один-два года.
«Перечень приоритетных участков и объектов развития Восточного полигона и целевые сроки их реализации», согласованный Советом потребителей по вопросам деятельности РЖД включает в себя такие участки, как Мариинск-Тайшет («красноярский» участок Транссиба), Междуреченск-Тайшет (выход из Кузбасса в восточном направлении), Хабаровск-Находка (восточная часть Транссиба). Около 50 проектов относятся к первому этапу модернизации магистралей, который начался в 2013 году, должен был завершиться в 2017 году, но был отложен на 2020 год.
Также в список вошли объекты из второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, который предполагает увеличение пропускной способности в 2024 году с 124,9 до 180 миллионов тонн в соответствии с президентским указом. Как пишет РБК, теперь самый поздний срок реализации приоритетных проектов «восточного полигона» приближен на год - это 2023 год.
Общий объем инвестиций РЖД во II этап проекта оценивался в 696,6 миллиарда долларов. Во сколько монополии обойдется ускоренная реализация 212 проектов, в материалах не указано, а представители РЖД - не говорят.
План по ускоренной модернизации «восточного полигона» РЖД составили после совещания 12 ноября у тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева. В 2018 году президент Владимир Путин призывал призвал расширить присутствие России на мировом угольном рынке, увеличив объем поставок в восточном направлении к 2025 году в два раза, до 200 миллионов тонн. Он вернулся к этому вопросу в декабре 2019 года, подчеркнув, что спрос на уголь в Европе снижается.
Дефицит провозных мощностей в восточном направлении остается одной из главных проблем, сдерживающих рост погрузки, поскольку в Азии находятся рынки сбыта металлов, удобрений, угля и зерна. Угольщики жалуются, что РЖД согласовывает максимум 50% заявок по отправке угля на восток, предлагая также скидки на доставку грузов в порты юга и Северо-Запада России. Но цены на уголь в Европе значительно ниже, чем в Азии, поэтому грузоотправители не считают такие скидки достойной заменой.
За срыв сроков строительства БАМа и Транссиба компанию РЖД критиковала Счетная палата, отмечая, что по итогам 2018 года монополия построила только один объект БАМа на участке Хани-Тында, хотя должны были построить 11 разъездов и 78 км дополнительных путей.