Подшипниковые узлы и подвижные детали машин считаются наиболее уязвимыми и сильно ограничивают продолжительность эксплуатации. Из-за трения, возникающего в подвижных парах, поверхность валов и втулок постепенно изнашивается, появляется выработка. Как следствие – возникновение люфта, радиальное биение и разрушение подшипника. Для увеличения прочности и износостойкости поверхностей качения используется покрытие из баббитовых сплавов. Они имеют антифрикционные свойства и хорошо удерживают запрессованную в подшипник смазку.
Среди множества защитных сплавов выделяют три основные группы баббитов:
- Свинцовый;
- Оловянный;
- Кальциевый.
Свинцовый баббит
Это двухкомпонентный сплав из свинца и сурьмы (87 и 13 процентов соответственно). Этот тип покрытия используется в подшипниках с большими скоростями вращения благодаря высокой термоустойчивости. Их применяют в узлах дизельных двигателей, компрессоров, прокатных станов. Это соединение содержит кристаллы сурьмы, что снижает эластичность сплава. Поэтому свинцовый баббит не рекомендуется использовать в подшипниках тяжелой серии.
Оловянный баббит
Это наиболее дорогостоящий из распространенных защитных сплавов. В своем составе он помимо олова содержит включения никеля, кадмия или медь для увеличения твердости поверхности качения. Благодаря высокой пластичности даже при больших нагрузках оловянный баббит имеет минимальную выработку. Обычно подшипники с такой защитой используют в ответственных узлах или в местах, труднодоступных для обслуживания.
Кальциевый баббит
Для снижения стоимости в таких сплавах используется доля щелочных металлов (натрий или кальций). Подшипники с кальциевым баббитом недорогие, но требуют постоянного контроля. На крупных предприятиях они приравниваются к расходному материалу, так как замена производится не вследствие разрушения, а при плановом техническом обслуживании. Они хорошо подходят для установки в слабонагруженных узлах с невысокой скоростью вращения (маховики, шкивы, колеса).