Отечественная отрасль станкостроения прибывает на сегодняшний день в большом упадке. Компетентные источники из Министерства промышленности и торговли РФ подтверждают эту мысль конкретными событиями и цифрами. Давайте посмотрим, так ли плохо обстоят дела на самом деле, в чем сущность сложившейся ситуации и существуют ли какие-то варианты выхода из нее. Начинаем с отличной новости. Примерно год назад был объявлен запуск целевой программы «Национальная технологическая база». Главная ее задача – оживление столь серьезной и крупной для нашей России отрасли как тяжелая промышленность. «Развитие машиностроения, станкостроения, тяжелой промышленности» - одна из многих задач огромного проекта, в рамках которого планируется в ближайшие 20 лет предоставить из федерального государственного бюджета около 25 миллиардов рублей на работу над современными технологиями в создании российских станков и оборудования. Еще такую же сумму планируется привлечь в качестве частных инвестиций на разработку инновационных образцов станочной продукции высокой точности. Актуальное положение дел в станкостроительной отрасли, прямо скажем, не радостное. Среди ведущих стран Россия занимает только 21 место по уровню развития станкостроения, тогда как в лидерах Китай, Германия и Италия. Показатели статистики – общая истощенность как моральная, так и физическая, отечественных станков, внедренных в производство, составляет около 80%. Производство нового оборудования сократилось более чем в 20 раз (с 70 до 3 тысяч в год) и занимаются машиностроением менее 100 предприятий. Начало разрушения отрасли произошло в далекие 90-е годы прошлого века, известные как годы полного хаоса, криминала, разрухи, политических волнений и катаклизмов. Некоторые из станкостроительных предприятий стали банкротами, остальные (и их не так уж много) очутились на грани банкротства. Встать с колен у предприятий просто не было возможности из-за отсутствия средств на переоборудование и переподготовку кадров. Во всем мире, тем временем, произошли три революции (политическая, общетехническая и институциональная), которые еще больше ухудшили обстановку. Чтобы хотя бы частично удовлетворить увеличивающиеся потребности, ведь закупки заграничного оборудования не хватало, к массовому российскому выпуску станков приступили авиационный завод "Салют" и Кировский завод в городе Санкт-Петербурге. Однако не будем углубляться в подробности цифр и расчетов. Скажем лишь, что сегодняшняя обстановка просто парадоксальна на первый взгляд: нашим изготовителям выгоднее собственные станки продавать за рубеж, а на заработанные деньги покупать оборудование импортного производства. Вернуть Российской Федерации авторитетные позиции на рынке поможет только проектирование станков пятого поколения: пяти координатных обрабатывающих центров, прецизионных станков, систем ЧПУ и т. п. Как говорят профессионалы, к 2017 году может показаться «свет в окошке», а к 2020 году при правильной расстановке сил и грамотном вложении денег Россия вполне может занять позицию в первенстве среди мировых государств в сфере станкостроения.