Успешное развитие предприятия в условиях современной рыночной экономики невозможно без внедрения системы менеджмента качества. Одной из наиболее известных и востребованных является серия стандартов ИСО, разработанная специалистами международной организации по стандартизации.
Роль стандартизации
ISO 9001 – это комплекс основополагающих стандартов в области регулирования качества производимой продукции/оказываемых услуг. Он содержит набор требований к разработке и внедрению системы менеджмента качества, универсальный характер которых позволяет применять их на предприятии любой сферы деятельности, размера и списочной численности.
Сегодня стандарты серии ИСО приняты более чем в 190 странах мира. Сертификация на соответствие системе менеджмента качества не является обязательной, ее основная цель направлена на повышение качества производимой продукции или оказываемых услуг, а также удовлетворение требований и предпочтений потребителей.
Сертификация на соответствие стандартам ИСО проводится частными аудиторскими компаниями, обладающими соответствующими полномочиями. Они в свою очередь аккредитуются национальными сообществами по аккредитации. После прохождения процедуры компании выдается соответствующее свидетельство.
В России международный стандарт имеет действующий аналог – ГОСТ Р ИСО, который является эффективным инструментом регулирования деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Внедрение системы менеджмента качества предполагает ряд требований:
- Четкое распределение должностных обязанностей между специалистами, руководителями и подчиненными;
- Гибкая и отлаженная схема взаимодействия между разными структурными подразделениями и функциональными звеньями;
- Регулярное повышение квалификации персонала;
- Контроль за качеством выпускаемой продукции и дисциплиной персонала;
- Обновление технической составляющей производственного процесса;
- Внедрение передовых технологий и инноваций;
- Налаживание четкой обратной связи с конечными потребителями продукции/услуг с целью оперативного реагирования на жалобы, предложения;
- Формирование эффективной связи с поставщиками и партнерами по бизнесу;
- Внедрение инструментов автоматизации системы менеджмента на предприятии.
Перед началом процедуры сертификации на соответствие стандартам в обязательном порядке проводится аудит деятельности предприятия с целью выявления существенных недостатков.