Для обеспечения безаварийной работы и предотвращения незапланированных потерь материалов, перемещаемых с помощью насосов в агрегатах различного назначения, особое внимание уделяется герметизации мест соединения вала двигателя и оборудования.
Во всех насосных агрегатах, указанное по ссылке торцевое уплотнение вала насоса используется наравне с такими видами как сальниковое, щелевое, лабиринтное или манжетное. Область применения того или иного типа зависит от вязкости, температуры и других характеристик рабочей среды.
Торцевое уплотнение
Используются при высокой температуре и давлении рабочей среды. Принцип работы такого узла основан на взаимодействии пары трения – подвижного и неподвижного кольца. Первое закрепляется на вале привода, а второе расположено в корпусе агрегата.
Основные материалы, которые используются для изготовления уплотнительных пар:
- карбид кремния;
- графитовые композиции;
- высокопрочные стали;
- фторопласты;
- керамические смеси.
Сальниковые уплотнения
Наиболее распространенный вид, в котором используются различные тканевые или синтетические шнуры, пропитанные продуктами нефтепереработки. В последнее время, в качестве пропитки, стали использовать вещества на основе угольного порошка. В этом случае достигается большая герметичность и высокая стойкость температурам. Недостатком такого уплотнителя являются частое техническое обслуживание и замена набивок после их износа.
Манжетные варианты
Применяются при небольших давлениях внутри корпуса и невысокой скорости вращения вала. В качестве материала используются армированные синтетические набивки. В процессе эксплуатации не требуется подтяжка резьбовых соединений.
Лабиринтные уплотнения
Используются, как правило, в качестве дополнительных узлов в многоступенчатых насосах. В данной конструкции практически отсутствует трение, чем обеспечивается длительный период эксплуатации. Наибольшую эффективность лабиринтные уплотнения проявляют в комплексе с сальниковыми и механическими вариантами, что приводит к большей герметизации соединений и снижает нагрузку на основные детали.