Арматура
$534
−1.98%
Балка
$840
0%
Лист г.к.
$676
0%
Лист х.к.
$743
0%
Лист оцинк.
$824
+5.31%
Труба б.ш.
$640
+3.23%
Труба св.
$641
0%
Уголок
$654
+1.21%
Швеллер
$761
+3.32%
меню

Тысяча и одна интеграция. Договоренности с Таможенным союзом без практических последствий

Договоренности Януковича в Астане заключаются разве что в своеобразном переходном этапе к дальнейшему втягиванию Украины в Евразийский союз

  • РАЗМЕР ШРИФТА
  • просмотровсегодня: 1 всего: 2418
  • комментариев: 0добавить комментарий
Тысяча и одна интеграция. Договоренности с Таможенным союзом без практических последствий

Украинская власть и дальше рисует картинку успешной внешнеполитической стратегии президента Януковича, которая «приводит к успехам одновременно и на западном, и на восточном направлении».

Несмотря откровенную манипулятивность и диссонанс с реальностью в середине мая для этого использовали «успехи» евроинтеграции, а на прошлой неделе - сотрудничества с Таможенным союзом и ЕврАзЭС. 26 мая состоялась тайная встреча Януковича и Путина в Сочи, а 29-го украинский президент стал участником заседания Высшего евразийского экономического совета в Астане. Лидеры России, Казахстана и Беларуси одобрили проект трансформации имеющихся интеграционных структур и прежде всего Таможенного союза в воссозданный Евразийский экономический союз (ЕЭС) с 1 января 2015 года.

Речь идет о более высоком уровне экономической интеграции вроде ЕС, а в постсоветским реалиях фактически об очередном шаге к реинкарнации СССР. Что касается Украины, то официальный результат визита Януковича - приобретение им статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии (ЕАК), постоянном руководящем органе ЕврАзЭС, в рамках которого формально и функционирует Таможенный союз. Достигнуты политические договоренности, на 31 мая анонсировано подписание соответствующего меморандума на саммите глав правительств стран СНГ в Минске.

Должно быть объявлено, что после создания Евразийского союза Украина собирается стать его наблюдателем. Впрочем, этот ритуальный шаг каждый из будущих подписантов рассматривает со своей позиции. А значит, сам он, как и не менее помпезно подписанное полтора года назад соглашение о зоне свободной торговле в СНГ, не будет иметь никаких практических последствий. Ведь именно после подписания последней, которая, казалось бы, должна была способствовать двусторонней торговле, на самом деле объем украинского экспорта в РФ в прошлом году уменьшился на $ 2,2 млрд.

Для украинского общественного мнения важно понимать, что невозможно одновременно подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС и участвовать в Таможенном союзе 

Единственный возможный результат - разве что в своеобразном переходном этапе к дальнейшему втягиванию Украины в Евразийский союз. Сразу же после встречи в Астане советник президента РФ, специализирующийся на интеграционных процессах постсоветского пространства, Сергей Глазьев прямо заявил об этом журналистам: «Для украинского общественного мнения важно понимать, что невозможно одновременно подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС и участвовать в Таможенном союзе ... поскольку мы договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в ТС, потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наши интеграционные объединения».

Со стороны Евросоюза пока поступают довольно дипломатические, однако такие же категоричные сигналы: Украине самой выбирать, с кем интегрироваться, однако не стоит надеяться, что можно совместить ассоциации с ЕС и интеграцию в Таможенный союз / ЕЭС. Отечественные чиновники на фоне молчания Януковича заявляют о намерении продолжить евразийскую интеграцию, уверяя, что только до уровня, который не будет противоречить ЗСТ и ассоциации с ЕС. В частности, Азаров сообщил, что «уже сейчас при правительстве Украины создана группа достаточно компетентных специалистов, которая изучает возможность присоединения Украины к целому ряду соглашений. И такой анализ уже сейчас выполняется, и после его завершения мы предложим нашим коллегам создать переговорную группу достаточно высокого уровня, чтобы в кратчайшие сроки договориться о том, к каким соглашениям Украина сможет присоединиться».

Поэтому вряд ли можно говорить о каких-то успехах Януковича на восточном направлении. Достигнутые договоренности самом деле никого ни к чему не обязывают. Конечно, на этом уровне они совсем не удовлетворяют Москву, поэтому без дальнейших поблажек не обезопасят украинских производителей от проблем со сбытом товаров в России и других странах Таможенного союза.

Между тем полная таинственность сопровождает другую ключевую тему украинского-российских отношений, в решении которой ни на шаг не удалось продвинуться режиму Януковича на уже предпоследнем году его президентства - газовую. Финансовые проблемы Нафтогаза на протяжении нескольких последних месяцев скрывали способом фактического прекращения закупок голубого топлива, а теперь у НАК вернулись к идее его приобретения у Газпрома в долг: министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил, что Украина рассчитывает получить предоплату от российского монополиста за транзит газа , который будет осуществлен ее территорией в страны Европы в 2013 году, и за эти средства возобновить закупки.

По информации СМИ, во время встречи президентов Украины и РФ 26 мая говорилось, что Киев готов уступить контроль над магистральными газопроводами, а над распределительными - передать одной или нескольким приближенным к власти бизнес-структурам, Фирташу или Ветеко Сергея Курченко. Законодательную базу для этого уже готовят: согласно законопроекту № 2937 от 26 апреля, предложено внести соответствующие изменения в ряд законов Украины, в частности о трубопроводном транспорте, и разрешить приватизацию Нафтогаза и его дочерних структур. 27 мая тот же Эдуард Ставицкий сообщил, что компания Baker Tilly провела оценки газотранспортной системы государства, но ее результат будет озвучен после реформирования НАК «Нафтогаз Украины». Между тем в некоторых СМИ уже началась пропагандистская кампания, цель которой - убедить, что без сдачи РФ украинская ГТС может остаться пустой. Вместе еще с зимы обсуждают сценарий, по которому российская сторона в обмен на 50 процентов ГТС может снизить цену для Украины на три-четыре года до $ 260 за 1 тыс. м ³.

Ввиду того, что по итогам 2012 года за транзит Нафтогаз получил $ 3,5 млрд, сдача ГТС за временную скидку от искусственно явно завышенной цены являются лишь примером логики нынешней власти и в других сферах: «После нас хоть потоп». Более того, цена на газ для внутренних потребителей не снизится. Плодами сдачи ГТС взамен могут воспользоваться приближенные к власти бизнес-структуры. 23 мая Кабмин утвердил прогнозный баланс поступления и распределения голубого топлива в Украине на 2013 год. Импортировать планируют 27,3 млрд м³, из которых Нафтогаз купит у Газпрома 18 млрд м ³, Ostchem Дмитрия Фирташа - 8 млрд м ³. У немецкого RWE Supply & Trading планируют закупить 1,3 млрд м³: по слухам, на эту нишу уже претендуют приближенные к «Семье» структуры. Примечательно, что в СМИ стартовала кампания мотивации повышения цен на газ для населения, мол, он в Украине дешевле в 14 раз, чем в Швеции, и даже немного - чем в России. В этом контексте вспоминается, как в 2005 году тогда оппозиционный Юрий Бойко, критикуя оранжевых, заявлял, что Украине следует поднимать цены на голубое топливо для потребителей, но одновременно максимально долго дешево покупать его в России. Нормальная бизнес-логика трейдера, направленная на максимизацию маржи, которую готовятся присвоить известные частные структуры.

Наконец, даже полное прекращение (что на самом деле не является такой простой вещью) транзита российского газа через ГТС Украины стратегически должно иметь более позитивные последствия, чем сдача трубы. Ведь в случае потери транзитных потоков российского голубого топлива и диверсификации источников поставки газа в Украину взаимозависимость двух стран, унаследованная от времен СССР, резко уменьшится, и это будет способствовать процессу экономической деколонизации Украины. В случае же передачи ГТС России, позиции последней в Украине, а, следовательно, и угроза втягивания в евразийский проект, возрастут. Сдача ГТС означает точку в проектах диверсификации источников газоснабжения, которые станут экономически нецелесообразными, что сделает возможным усиление энергетической зависимости от Москвы.

Контроль Газпрома над ГТС - это движение к восстановлению единства газотранспортной системы СоюзаССР

Украинская ГТС состоит из нескольких магистральных газопроводов, ПХГ, распределительных газопроводов. Поэтому, в крайнем случае, речь идти могла бы о передаче в аренду или продажу одной или двух магистральных нитей, а не всей системы. Это создавало бы стране возможность для маневра в будущем: достройки ответвлений, с помощью которых в Украину поступало бы голубое топливо из альтернативных источников, транзита газа другого происхождения (например, Каспийского), транспортировки в будущем газа из сланцевых месторождений и т.п..  Тогда как сдача ГТС оптом, не важно, в совместный проект, или в полную собственность, объективно ограничит в перспективе возможности Украины использовать ее в национальных интересах. Зато Россия получит дополнительные возможности блокировать диверсификации источников энергоснабжения в Украину.

Контроль Газпрома над ГТС - это движение к восстановлению единства «газотранспортной системы Союза», чего в России не скрывают, а затем и к восстановлению «единого народнохозяйственного комплекса» в виде Евразийского экономического союза, а в перспективе и реинкарнации империи как таковой. Власти следовало бы сосредоточиться на альтернативных вариантах пересмотра газовых соглашений.

Наконец, недавно президент Российского газового общества Валерий Язев признал, что при «возможности потери контракта» (газового, действующего с Украиной) Газпром в любом случае вынужден будет уступить в цене, чтобы не потерять его. Но для этого нужна такая власть в Киеве, которая способна достигать реальных успехов, а не имитировать их.

комментарии
close



максимум 1000 символов

Главные новости ГМК